Неточные совпадения
— Одной из таких истин служит Дарвинова теория борьбы за жизнь, — помнишь, я тебе и Дронову рассказывал о Дарвине? Теория эта устанавливает неизбежность
зла и вражды на земле. Это, брат, самая удачная попытка человека совершенно оправдать себя. Да… Помнишь жену доктора Сомова? Она ненавидела Дарвина до безумия. Допустимо, что именно ненависть, возвышенная до безумия, и
создает всеобъемлющую истину…
Казалось, что все
злые духи собрались в одно место и с воем и плачем носились по тайге друг за другом, точно они хотели разрушить порядок, данный природе, и
создать снова хаос на земле. Слышались то исступленный плач и стенания, то дикий хохот и вой; вдруг на мгновение наступала тишина, и тогда можно было разобрать, что происходит поблизости. Но уже по этим перерывам было видно, что ветер скоро станет стихать.
Разница заключается только в том, что,
создавая идеалы будущего, просветленная мысль отсекает все
злые и темные стороны, под игом которых изнывало и изнывает человечество».
Безрелигиозное сознание мысленно исправляет дело Божье и хвастает, что могло бы лучше сделать, что Богу следовало бы насильственно
создать космос, сотворить людей неспособными к
злу, сразу привести бытие в то совершенное состояние, при котором не было бы страдания и смерти, а людей привлекало бы лишь добро.
Фантазия
создала здесь ряд потрясающих картин разрушения видимого мира и очищения царящего
зла огнем и всевозможными муками.
Страшно подумать, какую массу
зла он может
создать при своей судорожной деятельности.
— Имея в виду эту цель, — формулировал общую мысль Глумов, — я прежде всего полагал бы: статью четвертую"Общих начал"изложить в несколько измененном виде, приблизительно так:"Внешняя благопристойность выражается в действиях и телодвижениях обывателя; внутренняя —
созидает себе храм в сердце его, где, наряду с нею, свивает себе гнездо и внутренняя неблагопристойность, то есть
злая и порочная человеческая воля.
Я ведь отрицаю значение так называемых великих успехов цивилизации: учреждения, законы — это все только обуздывает
зло, а добра
создать не может ни один гений; эта планета исправительный дом, и ее условия неудобны для общего благоденствия.
Кто б ей ни овладел, порок иль благодать,
Слепа, могуча, равнодушна,
Готова сила та крушить иль
созидать,
Добру и
злу равно послушна.
Покойный Артур Бенни, испив до дна горькую чашу уксуса и желчи, смешанных для него пылкими увлечениями его восторженной и альтруистической натуры и коварством
злых людей, маскировавших сочиняемыми на него клеветами собственную малость и ничтожество, пришел к тем же самым разочарованиям, какие видим в посмертных записках учителя его, Александра Герцена, человека даровитейшего и тем не менее объявлявшего, будто он «
создал в России поколение бесповоротно социалистическое».
«Создан мне, господи, — говорит
злой человек, — главу железную, очи медные, язык серебряный, сердце булату крепкого, ноги волка рыскучего; а недругу ненавистнику моему
создай, господи, щеки местовые, язык овечей, ум телечей, сердце заячье».
Столь же в бемовском духе развито и следующее объяснение мирового
зла и несовершенства из божественной полноты: «На вопрос, почему Бог не
создал всех людей таким образом, чтобы они руководствовались одним только разумом, у меня нет другого ответа, кроме следующего: конечно, потому что у него было достаточно материала для сотворения всего, от самой высшей степени совершенства до самой низшей; или, прямее говоря, потому, что законы природы его настолько обширны, что их было достаточно для произведения всего, что только может представить себе бесконечный ум» (ib., 62)134.].
И те, которые восстают против
зла и страданий мира и хотят
создать мир лучший, более справедливый и счастливый, сами причиняют неисчислимые страдания,
создают новые формы
зла.
Иначе отношение подсознания и сознания
создает кошмарные и
злые сновидения.
Но ошибочно и поверхностно думать, что причиной
зла является сама революция, столь же поверхностно, как и думать, что революция есть явление добра и справедливости и
создает совершенный социальный строй.
Человек наряду с законническим, нормативным моральным миром, который закончен и к которому ничего нельзя прибавить,
создает себе, воображает мир высший, свободный, прекрасный, лежащий по ту сторону обыденного добра и
зла.
Но ошибочно думать, что сама революция
создает это
зло и злобу.
«
Злые»
создают ад для себя, «добрые» же
создают ад для других.
Основное положение этики, понявшей парадокс добра и
зла, может быть так формулировано: поступай так, как будто бы ты слышишь Божий зов и призван в свободном и творческом акте соучаствовать в Божьем деле, раскрывай в себе чистую и оригинальную совесть, дисциплинируй свою личность, борись со
злом в себе и вокруг себя, но не для того, чтобы оттеснять
злых и
зло в ад и
создавать адское царство, а для того, чтобы реально победить
зло и способствовать просветлению и творческому преображению
злых.
«Добрые» будут отвечать за то, что
создавали ад, за то, что довольны были своим добром, за то, что своим мстительным инстинктам придавали возвышенный характер, за то, что «
злым» мешали подняться и толкали их своим судом на путь погибели.
Дурная мечтательность, которая часто представляется невинной, есть
зло и
создает фантасмагорический мир.
Но его не должно
создавать как возмездие, как изоляцию общества «
злых» от общества «добрых».
Не
созидай ада, вталкивая в него «
злых».
Ответственность за
зло возвышает, а не унижает тварный мир и человека, ибо приписывает ему огромную силу свободы, способной восстать на Творца, отделиться от него и
создать собственный безбожный мир,
создать ад.
Подобно Марксу и Энгельсу, Н. Федоров думает, что философия должна не познавать только мир, но и изменять его, она должна
создавать проект спасения мира от
зла и страдания, прежде всего от смерти как источника всякого
зла.
Золя уже показал несколько примеров необычайной творческой способности —
создавать живые сцены по рассказам и одним намекам.
Образ дочери Анжелики, этого честного, не тронутого растлевающим дыханием жизни существа, неотступно носился перед глазами влюбленного князя. Он не узнавал себя, насильственно
зло смеялся над собой, составлял в уме планы, один другого решительнее, не доводил их до конца, чувствуя, что покорность, безусловное доверие к нему со стороны Ирены
создали вокруг нее такую непроницаемую броню, разрушить которую не хватило сил даже в его развращенном сердце.
Чтобы бороться воинственно со
злом и неправдой, чтобы революционизировать жизнь,
создавать жизнь новую, для этого нужно признать самостоятельный источник
зла и порабощения в мире [В христианстве было разработано учение о грехе, его последствиях и избавлении от него, но совсем не было раскрыто учение о
зле как начале самобытном.
Те, которые в своем человеческом своеволии и человеческом самоутверждении претендовали жалеть и любить человека более, чем его жалеет и любит Бог, которые отвергли Божий мир, возвратили билет свой Богу и хотели сами
создать лучший мир, без страданий и
зла, с роковой неизбежностью приходят к царству шигалевщины.
Иногда, в счастливую минуту, он
создавал страницу поразительно смелых строк, как бы под внушением
злого духа, но на другой день был не способен набросать и трех строк, и после многих усилий малевать слабые образы, которые хотя и печатались, но ускользали от внимания критики.
Свобода — иррациональна, и потому она может
создать и добро, и
зло.
Творчество не есть только борьба со
злом и грехом — оно
создает иной мир, продолжает дело творения.
Злая природа
создает социализм.
Мир обрушился мне на голову и не раздавил меня, и из его страшных обломков я
создал новый мир — по моему чертежу и плану; все
злые силы жизни: одиночество, тюрьма, измена и ложь, все ополчились на меня — и все их я подчинил своей воле.